Tango and Martial Arts

Танго и боевые искусства

 

April 12, 2012

12 апреля, 2012

 

В нашем прекрасном танго-мире постоянно идут споры о том, кому следует преподавать, а кому и вовсе не стоит.  Танцует ли он/она в стиле «милонгеро», «нуэво», «салон», или это свой собственный стиль. Почему это происходит? На это есть много причин.

Мы очень часто слышим: «Он/она не танцует и года, а уже преподает»; «Они преподают «нуэво», а это не танго»; «Они преподают «салон», а я не хочу умереть со скуки».

Я не хочу никого обидеть, и я надеюсь, что меня поймут правильно.

Почему бы нам не взять в качестве примера систему боевых искусств, которые, к слову, относительно новое изобретение, происходящее из 19 века, а не с древних времен, как считают многие. Когда мы используем эту аналогию, первое, что приходит нам в голову, это конечно же «черный пояс». Я уверен, что многие представляют себя обладателями «черного пояса» в танго, достигшими невероятных высот на танцполе.

Вообще-то этот пояс надо заслужить. Белый пояс является самым низшим, черный — самым в высшим в системе поясов. После черного пояса дальнейший рост отмечается присвоением «данов». Каждый пояс, каждый дан означает рост: рост знаний, умений, компетентности, зрелости и так далее. Этот процесс обычно контролируется преподавателем или, иначе, сэнсэем. Слово «сэнсэй» также используется, чтобы показать уважение к человеку, который достиг высокого уровня владения каким-либо искусством: так можно обратиться к признанным писателям, музыкантам, художникам и даже кукловодам.

Кого мы будем считать сэнсэем в танго? Какие параметры будет включать в себя официальное определение сэнсэя: участие или создание танго шоу, пьес, фестивалей, определенные виды хореографии, определенное количество поворотов, определенная степень оригинальности? Должен ли это быть своего рода «танго Оскар» за лучшее выступление, лучшую лекцию, лучшие педагогические достижения, или негласное одобрение со стороны тангерос такого же высокого уровня?

Для многих из нас это вопрос, на который очень сложно найти ответ, и в то же время все очень просто. Я знаю многих танцоров/ преподавателей, которые попадают под определение «сэнсэй» (которое я взял из «Википедии»). Однако мир танго очень открытый, в нем нет строгих правил, уровней, экзаменов, и поэтому понятие «сэнсэй» в нем упрощается. Когда кто-нибудь решает начать преподавать, они могут заявить «Это мой стиль». Все, кто угодно, могут решать, что по их мнению является танго и что не является.

В боевых искусствах, чтобы получить очередной пояс, необходимо пройти испытания: эти экзамены называются «ката» по-японски, «таолу» по-китайски, и «хьёнь» по-корейски. Ката представляют собой набор методик обучения/практики, при помощи которых сохраняются и передаются из поколения в поколение успешные боевые приемы. Использование ката позволило систематизировать возможные подходы к участию в боях.

Если применить аналогию ката к танго, то одним из первых создателей ката в танго будет Антонио Тодаро, создавший множество комбинаций движений, которым он научил многих тангерос нашего времени. Я знаю, что первое же возражение, которое люди захотят сделать, это «но танго это не борьба, танго это любовь, экспрессия, и так далее». Я понимаю это, но я пытаюсь провести несколько иную аналогию.

Основная цель ката это сохранение и передача проверенных техник. Через повторение приемов студент улучшает свое умение использовать эти техники и движения осознанно и непринужденно. Систематическая практика не означает заученность. Цель ката —  чтобы студент смог сделать движения и техники «своими», смог использовать и изменять их под влиянием различных обстоятельств, без сомнений и колебаний. Движения новичка обычно кажутся сложными и хаотичными, тогда как движения мастера кажутся простыми и плавными.

Почему же это нельзя применить к танго? Или все-таки можно? Мой ответ: верно и то, и другое. Я пришел к выводу, что вся зависит от восприимчивости человека, который начинает танцевать танго. Многие профессиональные танцоры танго или любители, полностью посвятившие себя этому танцу, смогли бы принять цели ката (если бы таковые существовали), потому что они понимают ценность качества, точности и техники исполнения движений, необходимых для достижения этих целей.

Другим же просто хочется получать удовольствие от танца. Очень многие скажут мне: «Мне просто хочется танцевать с кем-нибудь в моих объятиях и при этом выразить, что я чувствую». Это не противоречит другому подходу. Эти подходы не взаимоисключают друг друга, наоборот они могут дополнять друг друга, потому что нет такой вещи как официально установленные ката, которые определяют, кто смог научиться, а кто нет, потому что танец это способ самовыражения, и то, что просто и легко для одного человека, для другого сложно и некрасиво.

В боевых искусствах боец ОБЯЗАН выполнить ката, чтобы получить пояс, хочется ли того бойцу или нет. И объяснение этого в том, что в боевых искусствах существует соглашение, которое выработалось  в ходе многих лет и даже столетий существования этой дисциплины, которая стремится сохранять знания и признает тех, кто имеет достаточно опыта, чтобы судить.

Как часто в танго хороший преподаватель, который знает, что он делает, подвергается критике со стороны студентов, потому что занятие кажется им слишком сложным или скучным, и так далее. Мне интересно, может ли иметь место такое отношение на занятиях боевыми искусствами. Или получение черного пояса это настолько желанная цель, что она позволяет немного приструнить самоуверенного потребителя, который периодически просыпается в каждом из нас.

— Но, Оливер, это же танец, зачем быть таким строгим. Нам хочется развлекаться, получать удовольствие … и тому подобное.

Интересно, какова была бы реакция на такое возражение человека, который посвятил всю свою жизнь чему-то: определенному мастерству, вину, кофе, чаю, кулинарному искусству, боевым искусствам, медицине, и так далее. Конечно, мы должны получать удовольствие, но мне кажется, существует определенная путаница в понимании «удовольствия». Иногда удовольствие просто является отговоркой, чтобы избежать трудного, порой болезненного процесса обучения чему-то новому.

Можно понять, почему кто-то перестает заниматься после некоторого количества уроков танго: их вполне устраивает их уровень знаний, которых достаточно, чтобы танцевать по вторникам на милонге… и так далее. Это неправильно? Совсем нет.Все люди разные. Люди думают по-разному и ценят разные вещи. Это факт. И точка.

Следует ли нам использовать систему поясов, чтобы решать, кто может преподавать танго? Всегда ли владелец черного пояса по танго будет хорошим преподавателем?

 

 

IMHO

 

 

Оливер